medicina-i-zdorovie.ru

Медицина и Здоровье

История Развития Педиатрии

Н. И. Новиков
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paidos — ребенок и jatreia — врачевание. Согласно истории педиатрии как самостоятельная дисциплина педиатрия начала формироваться лишь в первой половине XIX столетия. Датой ее рождения считают 1802 г., когда В Париже была открыта первая детская больница, ставшая на долгие годы центром подготовки педиатрических кадров для всей Европы. Однако еще выдающимися учеными древности и средневековья начиная с Гиппократа, который доказывал необходимость выделения педиатрии в особую дисциплину, были даны описания некоторых особенностей детского организма и обсуждались вопросы вскармливания, гигиены, клинических проявлений ряда заболеваний у детей и их лечения.

История педиатрии. В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый — до середины XIX века, второй — до Октябрьской социалистической революции, третий — советский. Первый период характеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии. Наиболее передовые ученые того времени уже говорили о необходимости мероприятий в области здоровья детей и снижения высокой детской смертности. Так, М. В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении российского народа» предлагал ряд мер по борьбе со смертностью. В трудах Н. И. Новикова и А. Н. Радищева указывалось на необходимость государственной охраны здоровья детей. И. И. Бецкой, крупный государственный деятель XVIII столетия, спроектировал, построил и открыл первые воспитательные дома для «подкидышей» в Москве (1764) и Петербурге (1771). Он же разработал правила по организации работы детского учреждения, по уходу за детьми и их воспитанию. К сожалению, скученность, плохой уход, недостаточное питание, инфекционные болезни привели к тому, что эти первые зачатки государственной заботы о детях превратились в «фабрики ангелов». Большинство детей, помещенных в эти дома, погибали. Потерпели неудачу и попытки воспитания подкидышей («зазорных» детей) в крестьянских семьях, которым выплачивалась мизерная сумма на их содержание и воспитание. Крупные ученые-медики того времени — терапевт С. Г. Зыбелин (1736-1802) и акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) в своих трудах поднимали и вопросы организации помощи детям. Особенно велики заслуги первого ученого-акушера Н. М. Максимовича-Амбодика. Он первым стал преподавать акушерство (и как часть его — педиатрию) на русском языке, создал русскую медицинскую терминологию. В своем труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» он посвятил целый раздел уходу за ребенком, его питанию, болезням, свойственным детям, и методам их лечения от рождения до отроческого возраста. Как и С. Г. Зыбелин, он был горячим сторонником грудного вскармливания и распространения среди врачей и населения правил гигиены матери и ребенка. Началом второго периода и толчком к выделению педиатрии в самостоятельную дисциплину послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Н. Ф. Филатова. В 1844 г. в Петербурге была организована первая в Европе больница для грудных детей. В это же время С. Ф. Хотовицкий (1796-1885) начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге. Он же организовал в академии (1842) клинику акушерства и гинекологии, где треть общего количества мест была отведена детям. Наконец, С. Ф. Хотовицкий создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням — «Педиятрику», в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее свого значения: «Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». И далее: «Именно же целью педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, споспешествование правильному, с природою сообразному ходу ‘постепенного развития организма детского и свойственных ему отправлений, а с другой — удаление препятствий к правильности хода этого». Следовательно, формируясь как наука, отечественная педиатрия с самого начала носила профилактическое направление. Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах.

В. М. Флоринский
Дальнейшее развитие педиатрии связано с выделением ее в самостоятельную специальность, строительством и открытием новых больниц, а также первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской медико-хирургической академии в 1865 г. Первый руководитель кафедры — проф. В. М. Флоринский (1834-1899). В Москве систематическое чтение курса детских болезней на медицинском факультете университета было начато в 1861 г. доцентом кафедры акушерства, женских и детских болезней Н. А. Тольским, который организовал вскоре (1866) и первую педиатрическую клинику, а затем и кафедру (1873). Продолжалось строительство новых детских больниц, в том числе по проектам крупного петербургского педиатра К. А. Раухфуса (1835-1915): больница им. Раухфуса в Петербурге (1869) и больница им. Русакова в Москве (1876), по планировке в то время лучшие в мире. К. А. Раухфус, возглавляя в течение 40 лет построенную им больницу, во многом усовершенствовал организацию больничного дела, разработал режим дня для детей грудного возраста, ввел обязательное ношение халатов, дезинфекцию, изоляцию инфекционных больных и т. д. Передовая интеллигенция и ученые-медики, объединившиеся вокруг Вольного экономического общества, анализировали причины высокой детской заболеваемости и смертности, издавали популярные книги и статьи по вопросам воспитания детей, профилактики и лечения их заболеваний. Подготавливались кадры детских врачей и углублялось научное изучение детских болезней. Н. И. Быстровым было организовано первое научное общество детских врачей в Петербурге (1885), а Н. Ф. Филатовым — Кружок детских врачей в Москве (1887), реорганизованный в 1892 г. в Московское общество. В 1904 г. был создан Союз борьбы с детской смертностью в России. В 80-х годах прошлого столетия кафедры детских болезней были открыты также на медицинских факультетах университетов Казани, Харькова, Томска, Киева. К концу второго периода развития отечественной педиатрии в России было 17 высших медицинских учебных заведений, выпускающих ежегодно около 1000 врачей — «универсалов» и около 600 врачей-педиатров; было открыто 30 детских больниц, имелось 750 детских стационарных коек. В 1913 г. по инициативе К. А. Раухфуса было организовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, в результате чего на благотворительных началах было открыто 9 женских и детских консультаций, 19 ясель на 550 мест, 30 молочных кухонь («Капля молока»). В 1913 г. в России было 7,5 тыс. родильных коек. Однако такая помощь детскому и женскому населению в многомиллионной стране была явно недостаточной, а сама система организации педиатрической службы находилась на низком уровне. Детская смертность оставалась очень высокой. В 1913 г. среди детей до года умирало 273 на 1000 родившихся; 43 % детей не доживали до 5 лет. После Великой Октябрьской социалистической революции (третий период) забота о матери и ребенке впервые в мире стала государственным делом. Период становления советского здравоохранения связан с именами замечательных людей: Н. К. Крупскощ А. М. Коллонтай, В. П. Лебедевой, В. М. Величкиной и др.

 Н. А. Тольский
В 1918 г. создан отдел охраны материнства и детства, который начал свою деятельность с организации детских учреждений — домов матери и ребенка, детских консультаций и ясель. Детские ясли, высвобождавшие столь необходимые для восстанойения страны рабочие-руки, были первыми массовыми учреждениями государственной охраны материнства и детства. В годы становления Советской власти задачей детских учреждений было сохранение жизни детей, спасение их от голода и инфекций. В 20-е годы началась планомерная борьба с распространением инфекций, организация оздоровительных мероприятий и широкое санитарное просвещение матерей. С этой целью впервые были организованы также патронажная служба и выездные женские и детские консультации. Продолжалось развитие сети детских учреждений: детских площадок при консультациях и tполиклиниках, домовых, сменных, круглосуточных, сезонных (на селе) ясель. Подготавливались кадры медицинских сестер и воспитательниц, в крупных городах функционировали курсы организаторов охраны материнства и детства. В 1922 г. был организован Центральный государственный научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества (ныне Институт педиатрии АМН СССР), затем аналогичные институты были открыты во многих других крупных городах; началась научная разработка проблемы воспитания здорового ребенка. Активно создавались детские консультации, оказывавшие профилактическую и лечебную помощь наиболее угрожаемому контингенту — детям до 3 лет и проводившие санитарно-просветительную работу с родителями. При них организовывались молочные кухни, школы матерей, юридическая служба. Аналогичную работу феди детей старше 3 лет проводили детские амбулатории. В 30 -40-х годах в этих учреждениях были организованы приемы детей специалистами, с 1948 г. началось объединение консультаций и амбулаторий в единые детские поликлиники. Развивалась и стационарная, в том числе специализированная, помощь детям. Строились как самостоятельные детские больницы, так и отделения в больницах для взрослых. Уже к 1940 г. в нашей стране сформировалась целая сеть профилактических, лечебных, оздоровительных учреждений и женских консультаций. К этому времени было около 8 тыс. детских и женских консультаций и поликлиник, около 900 тыс. стационарных детских коек, более 147 тыс. коек для беременных и рожениц, работало 19,4 тыс. педиатров. В годы Великой Отечественной войны многие детские учреждения были полностью разрушены, большая часть детей была эвакуирована в глубь страны, где, несмотря на все трудности военного времени, развертывались дополнительные дома ребенка, круглогодичные, сезонные и санаторные ясли и сады, детские дома. В послевоенное время восстановление многих детских учреждений было поручено отдельным министерствам и ведомствам, что улучшило материальную базу и качество обслуживания детей в трудные годы; продолжалось и расширялось государственное строительство новых поликлиник, больниц, ясель, садов по типовым проектам. Все большее внимание уделялось профилактической работе и развитию специализированной помощи детям.

 Н. Ф. Филатов
Таким образом, за годы Советской власти в нашей стране сложилась стройная государственная система лечебно-профилактической помощи детям и матерям, по праву считающаяся самой передовой и совершенной в мире. В настоящее время в стране совершенствуется подготовка врачей-педиатров, число детских больничных *соек составляет около 600 тыс., имеется более 22 тыс. детских поликлиник, амбулаторий и женских консультаций. В детских специализированных санаториях ежегодно лечатся свыше 600 тыс. человек. В дошкольных учреждениях воспитывается более 15 млн. детей. Все это наряду с коренным изменением социально-бытовых условий и повышением материального благосостояния народа способствует значительному улучшению физического развития детей, резкому снижению заболеваемости и смертности. Практически ликвидированы такие тяжелые заболевания, как дифтерия, полиомиелит, туберкулезный менингит. За последние 20 лет заболеваемость коклюшем снизилась в 64 раза, корью — в 7 раз. Подобный перечень можно было бы продолжить. Советское здравоохранение не могло совершенствоваться без дальнейшего успешного развития педиатрической науки. Большой вклад в развитие отечественной педиатрии за годы Советской власти внесли такие ученые, как Г. Н. Сперанский, А. А. Кисель, М. С. Мас-лов, В. И. Молчанов, Ю. Ф. Домбровская, Д. Д. Лебедев, А. Ф. Тур и другие. В Москве и Ленинграде активно работали педиатрические школы, созданные на кафедрах детских болезней Московского университета и Военно-медицинской академии, свои школы сформировались на Украине и в других республиках. Основателем школы московских педиатров, создателем и первым профессором кафедры детских болезней медицинского факультета Московского университета был Н. А. Тольский (1830-1891). С 1861 г. он читал теоретический курс педиатрии, а в 1873 г. организовал и возглавил кафедру детских болезней.

В. И. Молчанов
После смерти Л. А. Тольского кафедру педиатрии Московского университета возглавил Н. Ф. Филатов (1847-1902), который по праву считается отцом русской педиатрии. Он обладал огромным талантом истинного ученого-клинициста, тонкой наблюдательностью, трудолюбием, целеустремленностью и настойчивостью в достижении намеченной цели. Научные труды Н. Ф. Филатова высоко подняли престиж русской педиатрии и сыграли огромную роль в дальнейшем ее развитии. К числу его крупных научных трудов относится замечательная диссертация «К вопросу об отношении бронхита и острой катаральной пневмонии» (1876), в которой он убедительно показал патогенетическую связь пневмонии с бронхитом и ателектазами. Н. Ф. Филатовым созданы многочисленные учебные пособия для студентов: «Лекции об острых инфекционных болезнях» (1885), «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890), «Краткий учебник детских болезней» (1893), до сих пор используемые педиатрами. Особенно много было сделано Н. Ф. Филатовым в области изучения острых детских инфекций. В 1885 г. он описал новую, неизвестную до него, острую инфекционную болезнь, названную им скарлатинозной краснухой (Дюкс дал ее описание через 15 лет), а также железистую лихорадку — инфекционный мононуклеоз (за 4 года до Пфейфера). Н. Ф. Филатов подметил важнейший для ранней диагностики кори симптом отрубевидного шелушения слизистой оболочки щек, предложил способ выявления и подсчета числа гиеркинезов при хорее. Эти заболевания и симптомы носят его имя. Н. Ф. Филатов дал характеристику важнейшим симптомам поражения ЦНС при различных заболеваниях у детей, впервые начал применять сыворотку при лечении дифтерии, использовать спинномозговые пункции при водянке мозга и менингите, внедрил в клиническую практику бактериологические методы исследования и многое другое. Фундаментальные труды Н. Ф. Филатова выдержали не одно издание, по ним учились и продолжают учиться педиатры всего мира. В последующие 20 лет (1902-1922) кафедрой детских болезней медицинского факультета Московского университета заведовал замечательный русский ученый и клиницист Н. С. Корсаков — ученик Н. А. Тольского, известный своими работами в области экспериментального изучения рахита.

Д. Д. Лебедев
Большой вклад в отечественную педиатрию внесли работы В. И. Молчанова (1868 — 1959), академика АМН СССР, профессора, заведующего кафедрой детских болезней I ММИ им. И. М. Сеченова на протяжении 28 лет (1922-1950). Он был учеником и продолжателем идей Н. Ф. Филатова. Ряд его классических работ в области инфекционных болезней и в том числе диссертация «Надпочечники и их изменения при дифтерии» остаются актуальными по сей день. Изучение вегетативной системы при скарлатине позволило уточнить причину белого дермографизма и патогенез «скарлатинного сердца». Ему принадлежит приоритет в открытии патогенетической связи скарлатины с ревматизмом. В. И. Молчанов глубоко изучил эндокринные заболевания у детей. Его монография «Расстройства роста и развития детей» (1927) не утратила своего значения по настоящее время. В. И. Молчанов был председателем комитета по изучению детского ревматизма и организовал широкую общественную пропаганду вопросов клиники, лечения и профилактики этого заболевания. Продолжателем дела Филатова и Молчанова на кафедре I ММИ была действительный член АМН СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Ю. Ф. Домбровская (1891 — 1976). В течение 60 лет она работала в клинике детских болезней I ММИ им. И. М. Сеченова, где прошла путь от ординатора до профессора, заведующего кафедрой (1950-1970). Перу Ю. Ф. Домбровской принадлежит более 180 научных работ, основное научное направление которых — респираторная патология у детей и изучение роли витаминов в физиологии и патологии детства. Ее монография «Пневмонии раннего детского возраста» (1948) выдержала 3 издания. Изучение клинико-биохимических изменений и реактивности ребенка при заболеваниях органов дыхания легло в основу монографий «Клиника и патогенез гипоксемии растущего организма» и «Заболевания органов дыхания у детей». Ее имя хорошо известно в зарубежных странах, она была почетным членом научных обществ педиатров Болгарии, Польши, Чехословакии, Италии. Написанная В. И. Молчановым, Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым «Пропедевтика детских болезней» выдержала 5 изданий (последнее в 1970 г.), переведена на ряд иностранных языков и служит по настоящее время ценным руководством для студентов и врачей.

А. А. Кисель
Видными представителями Московской школы были ученики Н. Ф. Филатова — Д. Д. Лебедев, который внес большой вклад в дело изучения острых детских инфекций и сердечно-сосудистых заболеваний у детей, и Г. Н. Сперанский. Г. Н. Сперанского (1873 — 1969), лауреата Ленинской премии, академика АМН СССР, заслуженного деятеля науки, профессора, по праву называют основоположником организации охраны материнства и детства в СССР. С молодых лет его отличала активная, неутомимая деятельность, направленная на благо детского здравоохранения. В 1895 г. Г. Н. Сперанский организует площадки для детей бедных; в 1906 г. впервые проводит при родильном доме консультативный прием здоровых детей; в 1910 и 1912 гг. открывает стационары для грудных детей; в 1913 г. устраивает постоянную выставку по вопросам воспитания грудного ребенка, а затем на благотворительные средства открывает детские ясли и молочную кухню, создав на их основе позднее Дом ребенка. Здесь регулярно проводились научные конференции, устраивались выставки, печатались рекламные открытки и т. д. В 1913 г. Г. Н. Сперанский начал выпускать сборник «Материалы по изучению грудного возраста». Однако наиболее плодотворной стала деятельность Г. Н. Сперанского после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923 г. он получает звание профессора и становится директором Государственного научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества (ГНИОММ), впоследствии Института педиатрии АМН СССР. В 1931 г. он организует и возглавляет кафедру детских болезней ЦОЛИУВ, в течение 25 лет является И председателем Всесоюзного общества детских врачей, многолетним редактором журнала «Педиатрия». Перу Г. Н. Сперанского принадлежит около 150 научных трудов, посвященных изучению самых различных проблем педиатрии: заболеваний периода новорожденности, физиологии пищеварения и особенностей обмена веществ, диетики и др. Продолжателем работы Г. Н. Сперанского на кафедре педиатрии ЦОЛИУВ был видный советский педиатр М. П. Матвеев (1919- 1983). На посту директора Института педиатрии Г. Н. Сперанского сменила крупный советский педиатр О. Д. Соколова-Пономарева (1888-1966), научные интересы которой были связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями у детей. В настоящее время Институт педиатрии АМН СССР продолжает плодотворную организаторскую и научную деятельность под руководством академика АМН СССР, проф. М. Я. Студеникина. Одним из корифеев советской педиатрии был представитель московской школы А. А. Кисель (1859-1938), профессор II ММИ им. Н. И. Пирогова и директор Московского центрального института охраны здоровья детей и подростков (ныне НИИ и^Иатрии и детской хирургии МЗ РСФСР). Он был учеником Н. И. Быстрова, ЯШ. Боткина и К. А. Раухфуса. Огромное значение имели его работы по изучению туберкулеза, ревматизма и ревматоидного полиартрита у детей. А. А. Кисель оказывал энергичное содействие организации детских санаториев. Среди его учеников хорошо известны имена профессоров С. И. Федынского (1876-1926), работавшего в области физиологии и патологии детей грудного возраста, и А. А. Колтыпина (1883 — 1942), успешно изучавшего острые детские инфекции и создавшего концепцию о трех основных линиях патогенеза инфекционного процесса. В Москве работали и работают видные представители московской школы — крупные советские инфекционисты: профессор А. И. Доброхотова (1884-1958), глубоко изучившая проблемы коклюша, кори, академик АМН СССР, профессор Н. И. Нисевич, член-корреспондент АМН СССР, профессор С. Д. Носов.

История педиатрии. Основателем ленинградской (петербургской) школы педиатров был крупный ученый, педагог и общественный деятель проф. Н. И. Быстрое (1841 — 1901), который заведовал кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии с 1870 по 1896 г. Многие его ученики стали в дальнейшем крупными педиатрами и сами возглавили кафедры: В. Е. Чернов в Киеве, В. П. Жуковский в Тарту, А. О. Корницкий в Варшаве, А. А. Кисель в Москве, Н. М. Аргутинский-Долгорукий в Казани и т. д. Работы профессора Н. И. Гундобина (1860-1908), ранее одного из ассистентов Н. А. Тольского, руководившего кафедрой педиатрии Военно-медицинской академии в 1898-1908 гг., и его многочисленных учеников были суммированы в большом труде «Особенности детского возраста». Они значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей и не утратили своего значения до настоящего времени. Н. П. Гундобин сочетал научно-педагогическую работу с большой общественной деятельностью и был одним из основателей и активных членов «Союза борьбы с детской смертностью в России». В дальнейшем главой ленинградской школы педиатров являлся академик АМН СССР, профессор Военно-медицинской академии и ленинградского педиатрического медицинского института М. С. Маслов (1885-1962). Его научные интересы были весьма разносторонними и касались расстройств питания и пищеварения, болезней печени и желчных путей, аномалий конституции, особенностей пневмонии у детей раннего возраста и др. Им написано много научных трудов, монографий и учебных пособий по педиатрии. Среди многочисленных его учеников был А. Ф. Тур (1895-1974), лауреат Ленинской премии, действительный член АМН СССР, известный научными достижениями в области физиологии и патологии периода новорожденное, диететики, гематологии. Его труды: «Пропедевтика детских болезней», «Гематология детского возраста», «Справочник по диететике детей раннего возраста» являются незаменимыми учебными пособиями для студентов-медиков и настольными книгами врачей-педиатров. В Ленинграде работали профессор М. Г. Данилевич (1885 — 1956) — основоположник школы инфекционистов-педиатров, автор «Руководства по острым детским инфекциям», профессор А. Б. Воловик (1892-1980) — крупнейший специалист в области детского ревматизма и патологии сердца, а также другие ученые. Много ценного и нового в области охраны материнства и детства с учетом краевой патологии сделали в союзных республиках такие ученые, как Е. Н. Хохол (1897 — 1964, УССР), Т. С. Каприэлян (1876-1946, АрмССР), М. X. Угрелидзе (1885-1960, ГрузССР), Р. С. Гершенович (1889-1960, УзССР), В. А. Леонов (1889-1972, БССР), В. П. Бисярина (Омск, род. в 1912 г.) и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *